Серые крысы неистребимы!
Обещал повесить как ответ на соответствующий пост - но не влезает по знакам. Поэтому - смотрим под катом:
читать дальшеЕсть такое занятие - критиковать. Среди критиков считается чрезвычайно почетным (а недавно критики собрались все вместе, долго критиковали простых смертных, и постановили - не критиков людьми не считать! Ибо не критично подходят к жизни!) обливать грязью все и вся, а потом, с видом святого, исцеляющего блудницу, брезгливо указать, что вот мол де, есть и тут нечто, что может стать хорошим. Но, естественно, лишь при его, критика, живом участии и Ценных Указаниях. Мне всегда претили подобные суждения - считать эталоном все вселенной свое я - это по меньше мере самонадеянно. Ну хорошо, а что в таком случае считать эталоном? Интересный вопрос, и произведение, которое я сейчас собираюсь... ну, скажем, "исследовать"
задает этот вопрос как один из главных.
"Древесная Магия Партикуляристов", ориджинал Варвары "Мадоши", вообще очень интересное произведение! Ну ладно, раз уж я решил "исследовать", то будем придерживаться канонов: сначала - классификация. ДМП - это, несомненно, роман (есть любовная линия), действие происходит в фентези-вселенной и... ДМП очень смешной! Юмористическое фентези? Не будем спешить. Внешнее описание составлено - попробуем разобраться, что внутри.
Вообще, начиная читать роман сразу же сталкиваешся с огромным числом знакомых по многим фентези моментам - герой сходит с корабля, и его походка, манеры поведения, приведенные автором "подслушанные" размышления сразу дают понять - это главный герой. То есть нет, не так - Главный Герой! Вы уже поняли, да? С первых строчек "древесная магия" показывает себя как комедия гротеска - и как! Во всей красе! Смеешся над описанием улиц, над проявлениями магии, над событиями, которые "каждая собака знает" - в прямом смысле! Истеричный "ржач" вызывает появление Ехидных Героев (это организация такая), и описание их быта и крова! Книга не избавлена от типичных "штампов" - наоборот: автор старательно выловил их, разложил на видном месте и отполировал до зеркального блеска и раздул до немыслимо смешных размеров! Старый город? Пожалуста, вот вам неолитические постройки! Многочисленное население владеющее родовой магией? В наличии. Но они ею ТАК владеют - читать спокойно просто невозможно! Главный герой-изгой-обреченный на постоянные битвы - носитель древних магический традиций (Зыкову с его "Дорогой Домой" пламенный привет!) всегда серьезный и крайне опасный одинокий мститель? Да запросто! Правда работать убийцей ему не дают - платят деньги за просто так, ночью мешают спать сварливые и разговорчивые дома, а Главное Испытание Характера ждет в библиотеке - и оно отнюдь не связано с боевой магией! А тут еще начинаеются "проблемы" в личной жизни... Но пересказывать не буду - читайте сами! Самое любопытное, что комизм ситуации наращивается автором по мере повествования, хотя кажется, что это уже невозможно. Шутки шутками, но это даже до героев доходить начинает... кроме ГГ, конечно же!
Главный Герой - он максимально серьезен... бедняга! В этом ушибленном на голову мире ему приходится очень трудно: ситуации сменяются с калейдоскопной быстротой, а вот как на них реагировать? Нужен эталон, но наш Матиас ненормальный герой - он умеет думать и не считает себя эталоном всему. Боги, как же трудно ему приходится! Когда другие, доведенные автором до обморока герои могут просто посмеятся над собой и другим, маг-партикулярист вынужден думать, искать выход... И он это делает, черт возьми! Невольно проникаешся восхищением пополам с восторгом!
Повествование идет плавно - и от цветных картинок столичной жизни постепенно переходит к сюжету-повествованию. Раскрываются цветами характеры многочисленных персонажей, и на смену абсурду жизни приходит абсурд жизни. Но уже отдельных людей. А люди - что? Люди все такие же: любят и ругаются, ищут место в жизни, борятся за власть, работают и отдыхают, любят... любят. В романе нет душещипательных историй или злобной насмешки над глупыми ситуациями - хотя какая история отношений без них обходится? И вообще, чем дальше читаешь - тем больше задумываешся: а чем герои так уж сильно отличаются от нас? Те же устремления, те же заблуждения... неужели они просто могут посмеятся над собой?!
Что ж, диагноз произведению ясен: комедия гротеска в жанре фентези. Добротная, смешная, и не глупая. И что дальше? Продолжаем исследование. Препарирование пациента, то есть пардон - анализ произведения завершился успешно. Следующий пункт - сравнительная анатомия.
Является ли произведение уникальным? Избранная автором стезя "посмеятся над RPG-вселенно" не нова сама по себе. Думаю, я с ходу могу назвать, например "Хундентауэр" Сергея Чичина и "Многабукаф" Петра Бормора - это если брать только книги "по сюжету", отсылки на тот или иной игровой мир встречаются практически во всем современном фентези. Ну не будем собирать по кусочкам, а посмотрим в сравнении. Две изданные разные книги - ну чем не эталон? Матиас был бы доволен!
Многобукаф - это стебная, местами добрая, местами злобная насмешка, пародия-перепевка на игровые моменты различных ММОРПГ. Смешно? Безусловно. Содержит глубокие мысли? Ну, скажем так - местами. Но при этом, а) это сборник рассказов, а не роман, и б) произведение чрезвычайно "местечковое", шутки в массе своей расчитаны именно на игроков-маньяков и к ним примкнувшим. Широкой аудитории бдет скучновато. (Другое дело, есть у этого автора и другие книги, Игры Демиургов, например. Но это уже са-а-а-всем другая история
)
Хундентауэр - это наиболее близкая к роману Мадоши книга. Юмористической фентези с хорошей проработкой - есть в ней и гротескные моменты, и отсылки к различным игровым моментам, и более чем закрченный сюжет и нетипичная лав-стори. Но при этом сам сюжет строится именно на фентези-линии и экшене, а остальные моменты нашиты как бисеренки или лоскутки на вышивку: украшение, но не более того. Кроме того, сама завязка сюжета до последних страниц второй книги нарочито-тупая, и ГГ, генерал-гоблин по имени Панк вовсем не внушает уважение. Скорее - насмешку, и желание узнать, как его судьба будет вытаскивать из очередной передряги.
От произведения Петра Бормора ДМП отличает цельный и универсальный сюжет - полная проработка мира, и, несмотря на многочисленные отсылки на аниме или игры, незнакомый с этими вселенными читатель прочтет и их (эти отсылки) и не почувствует дискомфорта. Все равно смешно! От Чичина же творчество Варвары отличается во-первых, серьезной сюжетной линией (хотя описание, как герой "дошел до жизни такой" нельзя читать без смеха), а во-вторых, самой структурой. Структура произведения "древесной магии" - это кольчуга. Ну или мозайка - сверкающие гротескные фрагменты собраны талантливой рукой автора в непрерывный веселящий узор, сверкающий, завораживающий... пока не попытаешся охватить действие целиком. Ба! Ду тут же серьезный и логичный сюжет, в чем-то даже грусный...
Не знаю, польстит ли автору сравнение, но во многом само строение текста, его смысловой каркас напоминает мне Салтыкова-Щедрина, нежно мною ненавидимого за анти-русскую позицию. Но мастер - не поспоришь. Однозначно - то же есть и у ДМП... но менее злобное, что ли?
Ладно, подведем итог сравнительно части: произведение самостоятельной, в целом его можно поставить в один ряд с указанными выше ориентирами... но оно - другое. И это же здорово!
Вот мы произвели тщательный анализ, записали сравнительные характеристики - время делать выводы? Только вот - какие? Как же так получается, что веселая история в итоге приводит к рассуждению о... да вот, о смысле жизни! Ведь главный герой - древесный маг Матиас все время ищет именно его. Точнее, он-то как раз считает, что нашел: есть месть, есть невеста, есть магия, что еще надо? А вот надо. Матиас раз за разом задает себе вопрос: что мне делать? В конкретной ситуации и прямо сейчас - это в основном, но не только. Задают его и другие герои: и герцог Марофилл, и Леди Алиса, и даже рыцарь-маг, охотник на партикуляристов. И всем им приходится выбирать. А что бы выбрать - надо найти точку отсчета, эталон. Леди Алиса находит его в своих обязанностях - невесты и разведчика, Юлия - в попытке привести этот безумный мир к внутренней, сердцем слышимой гармонии, а вот сам Матиас? А он ищет идеал в окружающих людях. И ведь находит, к удивлению этих же самых людей! Слушает бабушку и учителя, своих друзей, своего сюзерена, свою будущую жену в конце концов! Да, пусть он просто не может по другому - но ведь это же не просто работает. Друзья и близкие Матиаса понимают: их ошибка станет и его ошибкой. И сам, неосознанно, стараются стать лучше. Просто потому, что есть человек, который им полностью и безоговорочно верит!
Кульминация романа - столкновение Матиаса и Человека Без Имени, королевского регента, умного, подлого, расчетливого... и проигравшего заранее. Просто потому, что он поставил во главе угла свое "я", сделал его точкой отсчта своего мира - и готов втоптать в грязь всех остальных. И он даже это понимает в последний момент, но уже - поздно...
Если честно, я невольно задаюсь вопросом, чья жизнь больший гротеск - наша или их? Что, говорите наша жизнь не бывает абсурдной? Конечно-конечно, совсем не бывает. Вы ведь никогда во время сессии не кричали в форточку в 12 ночи "халява, залетай!"? Вы никогда не задумывались, что грозные российские крылатые ракеты построены на основе китайских процессоров разработанных в Америке и управляются операционной системой сделанной во Франции для Канады? А американские, в свою очередь - управляются когда-то созданной в России специализированной операционной системой? Или что большая часть серверов любимого нами интернета построена на платформе, разработанной группой энтузиастов-программистов, которые повелись на "слабо" прочтя знаменитое "обращение к настоящим мужчинам" Линуса Торвальда? Причем подобные примеры можно привести из всех аспектов окружающей нас реальности. Это действительно так. Абсурд? Слабо сказано!
За что мы сами боремся, за что проливаем чужую и свою кровь? За богатство? За идеалы? За свое я? Книга не предлагает решение, нет, но автор очень мягко намекает, что оно есть. Возможно, для каждого - свое...
Ну вот - итог: несмотря на необычную трактовку подхода к написанию, роман Мадоши не только хорошо и смешно написан - он оригинален, он заставляет задуматься... и при этом - вы еще и посмеетесь! Ведь даже если вы сами не найдете ответ на Главный Вопрос сейчас - что ж. Смех - лучшее лекарство от усталости ума. Наслаждайтесь - рекомендую к прочтению!
Френды и френдессы! Если заинтересовались - прочесть собственно произведение можно первую часть - тут, а вторую - тут. Книга написана по настоящему качественно, вполне сравнима с тем же Чичиным. Которого, если вы не читали, тоже рекомендую!
читать дальшеЕсть такое занятие - критиковать. Среди критиков считается чрезвычайно почетным (а недавно критики собрались все вместе, долго критиковали простых смертных, и постановили - не критиков людьми не считать! Ибо не критично подходят к жизни!) обливать грязью все и вся, а потом, с видом святого, исцеляющего блудницу, брезгливо указать, что вот мол де, есть и тут нечто, что может стать хорошим. Но, естественно, лишь при его, критика, живом участии и Ценных Указаниях. Мне всегда претили подобные суждения - считать эталоном все вселенной свое я - это по меньше мере самонадеянно. Ну хорошо, а что в таком случае считать эталоном? Интересный вопрос, и произведение, которое я сейчас собираюсь... ну, скажем, "исследовать"

"Древесная Магия Партикуляристов", ориджинал Варвары "Мадоши", вообще очень интересное произведение! Ну ладно, раз уж я решил "исследовать", то будем придерживаться канонов: сначала - классификация. ДМП - это, несомненно, роман (есть любовная линия), действие происходит в фентези-вселенной и... ДМП очень смешной! Юмористическое фентези? Не будем спешить. Внешнее описание составлено - попробуем разобраться, что внутри.
Вообще, начиная читать роман сразу же сталкиваешся с огромным числом знакомых по многим фентези моментам - герой сходит с корабля, и его походка, манеры поведения, приведенные автором "подслушанные" размышления сразу дают понять - это главный герой. То есть нет, не так - Главный Герой! Вы уже поняли, да? С первых строчек "древесная магия" показывает себя как комедия гротеска - и как! Во всей красе! Смеешся над описанием улиц, над проявлениями магии, над событиями, которые "каждая собака знает" - в прямом смысле! Истеричный "ржач" вызывает появление Ехидных Героев (это организация такая), и описание их быта и крова! Книга не избавлена от типичных "штампов" - наоборот: автор старательно выловил их, разложил на видном месте и отполировал до зеркального блеска и раздул до немыслимо смешных размеров! Старый город? Пожалуста, вот вам неолитические постройки! Многочисленное население владеющее родовой магией? В наличии. Но они ею ТАК владеют - читать спокойно просто невозможно! Главный герой-изгой-обреченный на постоянные битвы - носитель древних магический традиций (Зыкову с его "Дорогой Домой" пламенный привет!) всегда серьезный и крайне опасный одинокий мститель? Да запросто! Правда работать убийцей ему не дают - платят деньги за просто так, ночью мешают спать сварливые и разговорчивые дома, а Главное Испытание Характера ждет в библиотеке - и оно отнюдь не связано с боевой магией! А тут еще начинаеются "проблемы" в личной жизни... Но пересказывать не буду - читайте сами! Самое любопытное, что комизм ситуации наращивается автором по мере повествования, хотя кажется, что это уже невозможно. Шутки шутками, но это даже до героев доходить начинает... кроме ГГ, конечно же!
Главный Герой - он максимально серьезен... бедняга! В этом ушибленном на голову мире ему приходится очень трудно: ситуации сменяются с калейдоскопной быстротой, а вот как на них реагировать? Нужен эталон, но наш Матиас ненормальный герой - он умеет думать и не считает себя эталоном всему. Боги, как же трудно ему приходится! Когда другие, доведенные автором до обморока герои могут просто посмеятся над собой и другим, маг-партикулярист вынужден думать, искать выход... И он это делает, черт возьми! Невольно проникаешся восхищением пополам с восторгом!
Повествование идет плавно - и от цветных картинок столичной жизни постепенно переходит к сюжету-повествованию. Раскрываются цветами характеры многочисленных персонажей, и на смену абсурду жизни приходит абсурд жизни. Но уже отдельных людей. А люди - что? Люди все такие же: любят и ругаются, ищут место в жизни, борятся за власть, работают и отдыхают, любят... любят. В романе нет душещипательных историй или злобной насмешки над глупыми ситуациями - хотя какая история отношений без них обходится? И вообще, чем дальше читаешь - тем больше задумываешся: а чем герои так уж сильно отличаются от нас? Те же устремления, те же заблуждения... неужели они просто могут посмеятся над собой?!
Что ж, диагноз произведению ясен: комедия гротеска в жанре фентези. Добротная, смешная, и не глупая. И что дальше? Продолжаем исследование. Препарирование пациента, то есть пардон - анализ произведения завершился успешно. Следующий пункт - сравнительная анатомия.
Является ли произведение уникальным? Избранная автором стезя "посмеятся над RPG-вселенно" не нова сама по себе. Думаю, я с ходу могу назвать, например "Хундентауэр" Сергея Чичина и "Многабукаф" Петра Бормора - это если брать только книги "по сюжету", отсылки на тот или иной игровой мир встречаются практически во всем современном фентези. Ну не будем собирать по кусочкам, а посмотрим в сравнении. Две изданные разные книги - ну чем не эталон? Матиас был бы доволен!

Многобукаф - это стебная, местами добрая, местами злобная насмешка, пародия-перепевка на игровые моменты различных ММОРПГ. Смешно? Безусловно. Содержит глубокие мысли? Ну, скажем так - местами. Но при этом, а) это сборник рассказов, а не роман, и б) произведение чрезвычайно "местечковое", шутки в массе своей расчитаны именно на игроков-маньяков и к ним примкнувшим. Широкой аудитории бдет скучновато. (Другое дело, есть у этого автора и другие книги, Игры Демиургов, например. Но это уже са-а-а-всем другая история

Хундентауэр - это наиболее близкая к роману Мадоши книга. Юмористической фентези с хорошей проработкой - есть в ней и гротескные моменты, и отсылки к различным игровым моментам, и более чем закрченный сюжет и нетипичная лав-стори. Но при этом сам сюжет строится именно на фентези-линии и экшене, а остальные моменты нашиты как бисеренки или лоскутки на вышивку: украшение, но не более того. Кроме того, сама завязка сюжета до последних страниц второй книги нарочито-тупая, и ГГ, генерал-гоблин по имени Панк вовсем не внушает уважение. Скорее - насмешку, и желание узнать, как его судьба будет вытаскивать из очередной передряги.
От произведения Петра Бормора ДМП отличает цельный и универсальный сюжет - полная проработка мира, и, несмотря на многочисленные отсылки на аниме или игры, незнакомый с этими вселенными читатель прочтет и их (эти отсылки) и не почувствует дискомфорта. Все равно смешно! От Чичина же творчество Варвары отличается во-первых, серьезной сюжетной линией (хотя описание, как герой "дошел до жизни такой" нельзя читать без смеха), а во-вторых, самой структурой. Структура произведения "древесной магии" - это кольчуга. Ну или мозайка - сверкающие гротескные фрагменты собраны талантливой рукой автора в непрерывный веселящий узор, сверкающий, завораживающий... пока не попытаешся охватить действие целиком. Ба! Ду тут же серьезный и логичный сюжет, в чем-то даже грусный...
Не знаю, польстит ли автору сравнение, но во многом само строение текста, его смысловой каркас напоминает мне Салтыкова-Щедрина, нежно мною ненавидимого за анти-русскую позицию. Но мастер - не поспоришь. Однозначно - то же есть и у ДМП... но менее злобное, что ли?
Ладно, подведем итог сравнительно части: произведение самостоятельной, в целом его можно поставить в один ряд с указанными выше ориентирами... но оно - другое. И это же здорово!
Вот мы произвели тщательный анализ, записали сравнительные характеристики - время делать выводы? Только вот - какие? Как же так получается, что веселая история в итоге приводит к рассуждению о... да вот, о смысле жизни! Ведь главный герой - древесный маг Матиас все время ищет именно его. Точнее, он-то как раз считает, что нашел: есть месть, есть невеста, есть магия, что еще надо? А вот надо. Матиас раз за разом задает себе вопрос: что мне делать? В конкретной ситуации и прямо сейчас - это в основном, но не только. Задают его и другие герои: и герцог Марофилл, и Леди Алиса, и даже рыцарь-маг, охотник на партикуляристов. И всем им приходится выбирать. А что бы выбрать - надо найти точку отсчета, эталон. Леди Алиса находит его в своих обязанностях - невесты и разведчика, Юлия - в попытке привести этот безумный мир к внутренней, сердцем слышимой гармонии, а вот сам Матиас? А он ищет идеал в окружающих людях. И ведь находит, к удивлению этих же самых людей! Слушает бабушку и учителя, своих друзей, своего сюзерена, свою будущую жену в конце концов! Да, пусть он просто не может по другому - но ведь это же не просто работает. Друзья и близкие Матиаса понимают: их ошибка станет и его ошибкой. И сам, неосознанно, стараются стать лучше. Просто потому, что есть человек, который им полностью и безоговорочно верит!
Кульминация романа - столкновение Матиаса и Человека Без Имени, королевского регента, умного, подлого, расчетливого... и проигравшего заранее. Просто потому, что он поставил во главе угла свое "я", сделал его точкой отсчта своего мира - и готов втоптать в грязь всех остальных. И он даже это понимает в последний момент, но уже - поздно...
Если честно, я невольно задаюсь вопросом, чья жизнь больший гротеск - наша или их? Что, говорите наша жизнь не бывает абсурдной? Конечно-конечно, совсем не бывает. Вы ведь никогда во время сессии не кричали в форточку в 12 ночи "халява, залетай!"? Вы никогда не задумывались, что грозные российские крылатые ракеты построены на основе китайских процессоров разработанных в Америке и управляются операционной системой сделанной во Франции для Канады? А американские, в свою очередь - управляются когда-то созданной в России специализированной операционной системой? Или что большая часть серверов любимого нами интернета построена на платформе, разработанной группой энтузиастов-программистов, которые повелись на "слабо" прочтя знаменитое "обращение к настоящим мужчинам" Линуса Торвальда? Причем подобные примеры можно привести из всех аспектов окружающей нас реальности. Это действительно так. Абсурд? Слабо сказано!
За что мы сами боремся, за что проливаем чужую и свою кровь? За богатство? За идеалы? За свое я? Книга не предлагает решение, нет, но автор очень мягко намекает, что оно есть. Возможно, для каждого - свое...
Ну вот - итог: несмотря на необычную трактовку подхода к написанию, роман Мадоши не только хорошо и смешно написан - он оригинален, он заставляет задуматься... и при этом - вы еще и посмеетесь! Ведь даже если вы сами не найдете ответ на Главный Вопрос сейчас - что ж. Смех - лучшее лекарство от усталости ума. Наслаждайтесь - рекомендую к прочтению!
Френды и френдессы! Если заинтересовались - прочесть собственно произведение можно первую часть - тут, а вторую - тут. Книга написана по настоящему качественно, вполне сравнима с тем же Чичиным. Которого, если вы не читали, тоже рекомендую!
@темы: страшный зверь креатиффф, Пространные рассуждения о причнах бытия